Как получить государственный или муниципальный заказ?

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве

  • Общеизвестно, что залогом успешного бизнеса является постоянный/гарантированный спрос на производимые Вашим предприятием товары, работы или услуги. В этой связи, предпринимателю Важно знать о так называемой системе государственных закупок.

Перед тем как принимать решение об участии в государственных закупках, предпринимателю необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют госзакупкам, чтобы убедиться и просчитать свои возможности по исполнению заказа:

  • Финансовое состояние своей компании.
  • Наличие свободных финансовых ресурсов.
  • Наличие специалистов в области государственных закупок.
  • Наличие главного бухгалтера, знающего и умеющего работать с бюджетом.
  • Не проведение ликвидации, не проведение банкротства, не приостановление деятельности компании; отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов.
  • Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на свои средства с последующей оплатой из средств бюджета.
  • Соответствие компании законодательству.
  • Знать, где и как можно ознакомиться с размещением информации о закупках.
  • Наличие недобросовестной конкуренции.
  • Наличие коррупции при государственном заказе.

Общие положения о госзакупках

  • Госзакупки (государственные закупки) – это приобретение, товаров, работ, услуг для государственных нужд, осуществляемое за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков (государственных учреждений, органов власти субъектов, муниципальных органов) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

Нормативная база

  • С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заменяющий Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

С введением в силу нового закона о госзакупках институт госзакупок претерпел более чем существенные изменения.

В настоящем разделе в краткой и доступной форме изложены основные положения нового закона о госзакупках, ориентирование в которых является обязательным для предприятий, желающих участвовать в системе госзакупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.

Структурно раздел поделен на следующие главы:

1. Требования к участникам государственных закупок

Участником государственной закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, отвечающее следующим требованиям:

  • участник закупки не должен находиться в стадии ликвидации юридического лица или быть признанным несостоятельным (банкротом);
  • деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в порядке, установленном КОАП РФ;
  • у участника закупки не должно быть задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки;
  • участник закупки должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • у участника закупки - физического лица, либо у руководителя юридического лица, или главного бухгалтера, не должно быть судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
  • участником закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Перечень таких дополнительных требований должен содержаться в извещении или документации о закупке.

  • Если участник закупки не соответствует вышеуказанным требованиям, то в любой момент до заключения госконтракта он может быть отстранен от закупки или от заключения с ним контракта.

Такие же последствия наступают, если выяснится, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Кроме того, заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

  • Кроме того, заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Информирование о государственных закупках

В целях повышения открытости и прозрачности системы государственных закупок, информирование о государственных закупках осуществляется при помощи единой информационной системы, которая позволяет обеспечить:

  • формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок;
  • контроль за соответствием информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в извещениях, протоколах и т.д.
  • использование усиленной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам.

Единая информационная система включает в себя информацию по планированию закупок, а так же по реализации планов закупок, информацию о закупках и об исполнении контрактов, в том числе:

  • планы закупок;
  • планы-графики;
  • информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

3. Государственное планирование закупок

Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована.

Заказчик государственной закупки обязан утвердить план – закупок, а также план – график закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (данные требования закона вступают в силу с 1 января 2015 г.).

  • В плане закупок указываются цель осуществления закупок, наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также иные сведения.

План закупок подлежит размещению в единой информационной системе, согласно планам закупок заказчики формируют планы-графики.

План – график закупок - это основание для осуществления закупок: заказчик вправе осуществить закупку, только если она включена в план-график.

В план – график вносятся следующие сведения в отношении каждой закупки:

  • условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;
  • способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;
  • размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе.

  • Обращаем Ваше внимание на то, что заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку.
    Обоснование закупок осуществляются при формировании плана закупок и плана-графика (нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.).

Также обращаем Ваше внимание на то, что товары, работы и услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не должны иметь избыточных потребительских свойств и являться предметами роскоши.

4. Общие положения по государственным закупкам

Описание объекта

В документации о закупке заказчик обязан дать описание объекта закупки, которое является единым независимо от способа его осуществления и должно соответствовать следующим требованиям:

  • нести объективный характер;
  • содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики;
  • должно по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик.
  • В описание объекта закупок не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Исключение возможно только в случае, если не имеется другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Указание на иные средства индивидуализации товара или производителя по общему правилу также не допускается.

Также, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуги потребностям заказчика.

В документации указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик обязан руководствоваться одним или несколькими из следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ и услуг, планируемых к закупкам, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг - однородных товаров, работ и услуг.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик решает самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов

При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок.

При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим соответствующим законодательством).

  • Размер обеспечения должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта не выше 3 млн. руб. - 1 процент.

В случае если участником закупки является субъект малого предпринимательства, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Допустимы два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

  • Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий, являться безотзывной и должна содержать:

  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  • обязательства принципала;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в конкурсе или аукционе.

Банковская гарантия в указанных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются, либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.
Обеспечение исполнения контракта

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов.

  • Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Исполнение контракта может быть обеспечено по выбору участника закупки либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

В отношении банковской гарантии установлено требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

  • Контракт заключается только после предоставления обеспечения.

Размер обеспечения:

  • от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
  • от 10 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб., но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрен аванс).

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту.

Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Общие критерии оценки заявок

Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик указывает используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять величины значимости критериев.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей;
  • единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;
  • членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Указанная информация представляется участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта.

  • В контракте должно быть предусмотрено условие, согласно которому за непредставление такой информации поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Банка России от цены контракта.

5. Способы проведения государственных закупок

Предусмотрены следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс

    Открытый конкурс

    Заказчик обязан опубликовать извещение о проведении конкурса в единой информационной системе не позднее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов.

    В извещении о проведении конкурса должны быть указаны:

    • контактные данные ответственного должностного лица заказчика, специализированной организации;
    • краткое изложение условий контракта;
    • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
    • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
    • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения;
    • предъявляемые к участникам конкурса требования;
    • способы получения конкурсной документации;
    • язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
    • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок;
    • преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии действующим законодательством.

    Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:

    • наименование и описание объекта закупки и условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
    • требования к содержанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
    • информацию о возможности заказчика изменить условия контракта;
    • порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе;
    • порядок предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации;
    • критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
    • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, условия банковской гарантии;
    • размер и условия обеспечения исполнения контракта;
    • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

    Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы и к ней должен быть приложен проект контракта.

    Конкурсная документация, размещенная в единой информационной системе, должна полностью соответствовать конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц.

    Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.



    Заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса.

    Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.

    Участник конкурса вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

    Прием заявок на участие в конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

    Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям, извещения об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

    Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

    Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

    В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

    Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

    Результаты оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии.

    Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса.

    Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.

    По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.

    При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

    Конкурс с ограниченным участием

    Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливаются два возможных случая проведения конкурса с ограниченным участием, а именно:

    • если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации;
    • если требуется выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и т.д.

    Отличие конкурса с ограниченным участием от открытого конкурса состоит в том, что к участникам первого Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования.

    Дополнительными требованиями могут быть требования к наличию финансовых ресурсов, необходимого оборудования и квалифицированных сотрудников.

    При проведении конкурса с ограниченным участием его участники сначала проходят предквалификационный отбор, в ходе которого заказчик выясняет их соответствие дополнительным требованиям, и только потом оцениваются поданные ими заявки.

    Двухэтапный конкурс

    Сфера применения двухэтапного конкурса значительно ограничена по сравнению с иными способами осуществления закупок. Заказчик вправе осуществить закупки данным способом при одновременном соблюдении следующих двух условий:

    • заказчику необходимо обсуждать и уточнять с участниками закупки те или иные характеристики объекта закупок;
    • конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов и т.д.

    Особенность двухэтапного конкурса состоит в том, что в ходе его проведения заказчик может уточнить характеристики объекта закупки либо критерии оценки заявок.

    На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта.

    Заказчик рассматривает заявки и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок в соответствии с новыми характеристиками объекта закупок.

    На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта либо отказаться от участия в конкурсе.

  • Электронный аукцион

    Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

    Электронные аукционы проводятся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на специальных сайтах – электронных площадках.

    Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.

    Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:

    • заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
    • копия выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (не старше 6 месяцев);
    • копии учредительных документов участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего личность участника (для физического лица);
    • копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника;
    • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя участника (для юридического лица);
    • идентификационный номер налогоплательщика участника (для физического лица);
    • адрес электронной почты участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации;
    • решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника закупки.

    Оператор электронной площадки не вправе требовать предоставления иных документов, кроме вышеперечисленных.

    В срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона, а также направить ему уведомление о принятом решении.

    Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

    Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

    В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

    В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

    В извещении о проведении электронного аукциона указываются:

    • контактные данные ответственного должностного лица заказчика, специализированной организации;
    • краткое изложение условий контракта;
    • идентификационный код закупки;
    • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
    • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
    • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта;
    • адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
    • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
    • дата проведения такого аукциона;
    • реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона и размер обеспечения данных заявок;
    • преимущества, предоставляемые заказчиком;
    • предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона;
    • иная информация.

    Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

    • наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
    • требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкция по ее заполнению;
    • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
    • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
    • дата проведения такого аукциона;
    • размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
    • возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
    • порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
    • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

    Также, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

    Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

    Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В этом случае заказчик обязан в течение двух дней с даты поступления запроса разместить в единой информационной системе соответствующие разъяснения при условии, что запрос поступил не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок.


    Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, оценка заявок

    Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

    Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

    1. при заключении контракта на поставку товара:

    • согласие участника такого аукциона на поставку товара;
    • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе;

    2. при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги для выполнения или оказания которых используется товар:

    • согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
    • согласие на использование товара, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

    В первой части заявки также может содержаться эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

    Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

    • наименование юридического лица, контактные данные, паспортные данные физического лица и т.д.;
    • документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона необходимым требованиям;
    • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства РФ, если такие требования законом установлены;
    • решение об одобрении или о совершении крупной сделки если для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
    • документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества или копии этих документов;
    • документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

    Требовать от участника аукциона предоставления иных документов и информации не допускается.

    Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи заявок.

    Заявка на участие в электронном аукционе направляется оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.

    Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки.

    В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

    Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг в течение семи дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

    По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

    Результаты рассмотрения первых частей заявок заносятся в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе.

    Протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

    Порядок проведения электронного аукциона

    Электронный аукцион проводится на электронной площадке, указанной в извещение о его проведении.

    Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

    Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

    При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

    При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

    В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

    Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.

    В случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта такой аукцион признается несостоявшимся.

    Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключение контракта

    Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

    На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе.

    Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

    Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, признается победителем.

    Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

    Заключение контракта

    По результатам электронного аукциона с победителем заключается контракт.

    В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола о результатах аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта.

    В течение пяти дней с даты размещения проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе подписанный электронной цифровой подписью со своей стороны проект контракта.

    В течение трех рабочих дней с даты подписания проекта контракта победителем аукциона и предоставления им обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан со своей стороны подписать электронной цифровой подписью и разместить его в единой информационной системе.

    С момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

  • Проведение запроса котировок и предложений

    Запрос котировок

    Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

    При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

    В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

    • контактные данные ответственного должностного лица заказчика, специализированной организации;
    • краткое изложение условий контракта;
    • идентификационный код закупки;
    • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике запроса котировок;
    • форма заявки на участие в запросе котировок;
    • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
    • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
    • преимущества, предоставляемые заказчиком;
    • иная информация.

    К извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

    Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.

    Любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать одну заявку на участие в запросе котировок.

    Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

    Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком.

    По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

    Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

    В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, запрос котировок признается несостоявшимся.

    Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок

    В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.

    Конверты с такими заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.

    Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществляются в один день.

    Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

    Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам запроса котировок была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

    Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, первый подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

    Контракт с победителем запроса котировок может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

    Запрос предложений

    Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

    Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:

    • заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
    • заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
    • заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации;
    • заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
    • осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;
    • осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в рамках гражданского законодательства РФ; 
    • осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии; 
    • признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;
    • осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке.

    Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса и должно содержать следующую информацию:

    • контактные данные ответственного должностного лица заказчика, специализированной организации;
    • краткое изложение условий контракта;
    • идентификационный код закупки;
    • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
    • требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов;
    • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок;
    • способы получения документации о проведении запроса предложений, срок, место и порядок предоставления этой документации;
    • плата, взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении запроса предложений, способ осуществления и валюта платежа;
    • срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений;
    • преимущества, предоставляемые заказчиком;
    • иную информацию.

    С момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений, документацию о проведении запроса предложений.

    Одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию:

    • наименование и описание объекта закупки, условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
    • требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению;
    • сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения;
    • порядок проведения запроса предложений;
    • порядок и срок отзыва заявок на участие в запросе предложений, порядок возврата таких заявок);
    • критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев;
    • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
    • иную информацию.

    К документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.

    Для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.

    Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся.

    Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.

    Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.

    Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.

    После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.

    В единой информационной системе в течение одного часа после завершения проведения запроса предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.

    Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе.

    Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах.

    В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

    Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.

    Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

  • Закрытые способы определения поставщиков

    Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют особым требованиям и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в следующих случаях:

    • закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
    • закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
    • заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Российской Федерации;
    • закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
       
  • Закупка у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

    • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
    • выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
    • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;
    • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия и т.д.;
    • возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями;
    • заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники;
    • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
    • возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.;
    • поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;
    • производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы РФ;
    • заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы и т.д.;
    • закупка произведений литературы и искусства определенных авторов для нужд заказчиков;
    • закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий;
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
    • заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия;
    • заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем и т.д., с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства;
    • заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;
    • заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального;
    • заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств;
    • заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
    • заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления;
    • заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику;
    • признание несостоявшимся определения поставщика закрытым способом и принятие заказчиком по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
    • заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном и гражданском судопроизводстве;
    • осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

    При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе соответствующее извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

    В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

    При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
     

6. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Особенности исполнения контракта

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

  • приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

  • Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

  • Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

  • об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

Изменение, расторжение контракта

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

  • если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом;
  • если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации;
  • если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации;
  • изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

  • Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Если заказчик привлекает экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы, то он сможет отказаться от исполнения контракта, только если эксперты подтвердят нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

  • Решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня уведомления поставщика.

Заказчик обязан отменить такое решение, если в течение названного срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия этого решения, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы.

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) сходны с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика.

7. Контроль в сфере государственных закупок

Контроль в сфере государственных закупок в пределах своих полномочий осуществляют следующие органы:

  • Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ;
  • Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Первая группа перечисленных органов (за исключением Рособоронзаказа) осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок.

Казначейство РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, проверяют информацию о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех этапах осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая реестром контрактов.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении: 

  • соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
  • нормирования в сфере закупок при планировании закупок;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления контрольных мероприятий устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и местные администрации.

Более подробную информацию о Госзакупках в Забайкальском крае вы можете узнать посетив сайт Министерства экономического развития Забайкальского края, а так же на сайте Корпорации МСП.